Инновационный опыт работы учителей-предметников

История, обществознание


Из опыта работы учителя истории высшей категории Тирис-Усмановской средней общеобразовательной школы Абдулинского района
Халиуллиной  Халисы Музибовны

По проблеме
«Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий»

I. Актуальность опыта: Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых  учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории.

Можно ли избежать трудностей, неизбежно возникающих при реализации знаниевого подхода к сущности исторического образования? Как с помощью истории развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?  Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источником или решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, использовании всего учебно-методического комплекса. Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят. Одним из возможных путей является использование информационных технологий обучения.

Компьютер уже давно и прочно вошёл в современную жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой «чудо-техники» нельзя представить себе и школу.

 В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.) значительная роль в развитии системы образования отводится информатизации образования. «Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий» - рассматривается как одна из главных задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования.

Главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий в обучении не только информатике, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Проблема использования информационных технологий в ходе изучения истории в настоящее время стала как никогда актуальной. Само содержание исторической науки создает широкие возможности для этого. Бесспорно, история принадлежит к циклу дисциплин гуманитарного профиля. Однако это не меняет того обстоятельства, что она оперирует совершенно точными понятиями, цифрами, датами, исследует состояние общества в динамике.

Компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным. Это актуализирует тему исследования: Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий.

Перед каждым педагогом, решившим работать с информационными технологиями, становятся вопросы: «Как правильно организовать урок с использованием средств мультимедиа? Как выбрать нужную программу? Как самостоятельно компоновать материал для конкретного урока? Как научиться максимально использовать возможности компьютера на уроках? Как учесть индивидуальные возможности ученика? Можно ли говорить о новой методике преподавания истории в школе?»

II. Теоретическое обоснование исследования. В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» значительная роль в развитии системы образования отводится информатизации образования.

Вопросам изучения применения информационных технологий на уроках истории посвящены статьи многих передовых учителей-новаторов: Госпадарика  Ю.П.  «Возможности дистанционного обучения истории на профильном уровне», «Интернет и изучение истории», Пивоварова М.А. информационные технологии на уроках истории», Захаровой  И.Г. «Информационные технологии для качественного и доступного обучения». Проблема интернет - ресурсов достаточно глубоко осознается педагогической общественностью.  В частности, материалы, опубликованные на сайте Федерации Интернет - образования, свидетельствуют, что учителя целого ряда школ ведут активный поиск возможностей использования Интернет ресурсов в целях решения задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность,
  • технологичность.

 

VI.Условия возникновения и становления опыта

Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых  учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи необходимо найти пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории.

Как с помощью истории развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?  Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

 

Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источником или решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, использовании всего учебно-методического комплекса. Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят.

 Одним из возможных путей является использование информационных технологий обучения, которые:

  • позволяют реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения;
  • оказывают сильное воздействие на память и воображение;
  • облегчают процесс запоминания;
  • позволяют сделать урок более интересным и динамичным;
  • погружают  ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи;
  • создают иллюзию соприсутствия, сопереживания;
  • содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом

 

V.Новизна исследования:

  • разработана система уроков истории с применением информационных технологий;
  • представлены новые технологические методы применения мультимедиа на уроках истории;
  • построена структура модулей автоматизированного рабочего места.

 

Применение информационных технологий позволяет создать адаптивную систему обучения, которая:

  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения;
  • предполагает дифференциальный подход к учащимся;
  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
  • гарантирует непрерывную связь в отношениях “учитель - ученик”;
  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
  • повышает мотивацию учения;
  • развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

 

Таким образом, можно  в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории.

VI. Технология опыта:

  • исследование общих подходов к изучению информационных технологий обучения на уроках истории;
  • рассмотрение  особенностей применения информационных технологий на уроках истории;
  • диагностирование эффективности обучения истории, опытно-экспериментальная работа.

 

VII. Результативность: Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Применение ИКТ на уроках истории способствует: овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне, формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулированию познавательного интереса к предмету, осуществлению практической подготовки к экзамену.

VII. Сущность опыта.

Опыт деятельности по применению информационных технологий на уроках истории.

Как учителю истории, для меня важен вопрос использования информационных технологий в преподавании этого предмета.

В своей работе я применяю различные способы применения мультимедиа, которые помогают преобразить урок, сделать его более доступным для восприятия детей.

Во-первых, использование готовых электронных  пособий. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия. На сегодняшний день в кабинете истории нашей школы накоплен достаточно богатая мультимедийная библиотека.

В  5 классе можно использовать диск «История. 5 класс» издательства электронной библиотеки «Просвещение». Здесь представлены: карты Древнего мира с описанием, возможностью навигации и масштабирования, анимированные карты, тексты исторических первоисточников, биографии и портреты видных исторических деятелей, анимированные ролики, иллюстрирующие различные события, словарь, тесты. Нами разработано поурочно-тематическое планирование уроков истории в 5-11 классах с выделением особого раздела — «Раскрытие темы в электронном издании». Оно составлено на основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ программ и учебников. Например, поурочно-тематическое планирование для 5 класса к учебнику Михайловского «История Древнего мира.

В 6-8-х классах можно использовать диск «Энциклопедия России. 862 – 1917 гг.»  В этом пособии содержится информация о развитии нашего государства от первых Рюриковичей до Николая II, о важнейших событиях того времени. Здесь также содержатся видеофрагменты того или иного события, например «Ледовое побоище 1242 г.», «Куликовская битва», анимированные карты с последующим рассказом диктора.

Это пособие предназначено для работы с документами, с применением различных методов: экспериментального, практического и т. д. В этом пособии дается характеристика личности того или иного князя, императора, полководца и других исторических персоналий.

Можно также продемонстрировать и проследить с учащимися генеалогию того или иного княжеского рода. Это дает возможность понять и проследить линию родства правителей нашего Отечества того времени. Учащиеся с легкостью затем смогут определить, к какой династии относится представитель княжеской фамилии.

В этом пособии также содержится дополнительная информация о современниках определенной эпохи. Дети устанавливают причинно-следственные связи, которые помогаю им оценить обстановку той эпохи.

Программа электронного учебника «Энциклопедия России. 862 – 1917 гг.» позволяет вернуться назад к теме, сделать паузу на каком-то одном фрагменте, продублировать информацию, идти от простого к более сложному, от частного к общему. Для закрепления этих навыков оправдано задание «Составить план по данному событию или явлению». Можно рекомендовать учащимся для подготовки сообщений и рефератов по изучаемым темам.

Для изучения Новой истории 7 класса можно использовать диск «Всеобщая история» (разработчик  - «Кордис & Медиа»)- учебное электронное издание, которое снабжено хорошей дополнительной информацией. Пособие разделено на несколько частей:

В разделе «Хронология» можно проследить развитие той или иной эпохи, события по линии времени. Это дает детям не только знания, но и умения ориентироваться в пространстве, правильно ориентироваться во времени.

В рубрике «К уроку в школе» содержится много научной информации, которую детям преподносит диктор, рассказывая и показывая события той или иной эпохи. В этом разделе можно увеличивать изображения, что дает возможность более точно усвоить информацию. Здесь рассказывается о природе стран Древнего мира, о его особенностях.

Раздел «Проверь себя» включает несколько типов заданий: расшифруй послание, тестирование, помоги художнику и т. д. Это дает детям самостоятельно делать выводы, анализировать и обобщать полученную информацию. Дети с удовольствием выполняют задания, так как в результате проведения такого типа заданий подводится итог по качеству знаний.

Раздел электронных пособий «Слушаем, запоминаем» помогает учителю отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей.

Имеющиеся в электронных пособиях анимационные карты дают полное представление о ходе битв, походов, сражений.

Для 9 и 11 классов существует компьютерный учебник «История России. XX век» разработчик и издатель «Клио-Софт». Прилагается урок с применением этого диска.

На уроках, посвященных Великой Отечественной войне, используется диск «От Кремля до рейхстага» (разработчик — Республиканский мультиме-диацентр), содержащий фото- и кинодокументы, наглядно иллюстрирующие ход войны, DVD диск с документальными фильмами. Например: «Накануне», Освобождение» и др.

Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.

В 10 и 11 классах при подготовке к ЕГЭ по истории России и организации самостоятельного изучения материала ценным подспорьем могут стать образовательный комплекс «1С: Школа. История. 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» (разработчик - «1С» при поддержке ФГУП; «Просвещение»), программы-репетиторы «Готовимся к ЕГЭ. История» («Просвещение - МЕДИА»), «Репетитор по истории Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий»), которые облегчают проверку знаний учащихся по изученным темам.

Авторы «1С: Школа: История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» использовали весьма простой подход: сначала помочь ликвидировать пробелы в знаниях, а уж затем – проверять и… «натаскивать». Пособие снабжено подробным учебником по истории России с древнейших времен до наших дней, излагающим основные этапы и события развития российского общества. Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.).

Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену, к олимпиадам по предмету. При этом в ходе выполнения обучающих блоков, осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи.

В состав образовательного комплекса входит и редактор, с помощью которого можно добавлять созданные самостоятельно модели, тренажеры и задания.

В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимации и видеофрагментов - учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д.

Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.

Анимированные карты позволяют с помощью автора прочувствовать то событие, которое изображается на экране. На этих картах можно проследить нашествие врагов, как с Запада, так и с Востока.

Анализ контрольно-диагностических и контрольных итоговых тестов в формате ЕГЭ осуществляется автоматически, каждому ученику прописывается индивидуальное резюме с рекомендациями по ликвидации в пробелах знаний. На основании этих рекомендаций выполняется изучение «провальных» тем. Более подробно возможные образовательные траектории описаны в методическом руководстве к образовательному комплексу.

Как показывает опыт, наименьшие трудности для экзаменующихся представляют вопросы, связанные со знанием понятий и терминов, а также хронологии (вопросы типа А). Гораздо хуже дело обстоит со знанием фактов и умением с ними работать. Но наибольшие трудности вызывает работа с историческими документами. Задания этого типа, в основном, относятся к типам В и С, т.е. представляют повышенный уровень сложности.

Отдельно следует остановиться на использовании некоторых компонентов образовательного комплекса непосредственно на уроках истории.

Если на уроках истории в основной школе главное внимание уделялось мультимедийной составляющей образовательного комплекса и возможности создания собственного содержательного наполнения, а также контрольно-обобщающих тестов, то в старших классах — вопросам подготовки к экзаменам. Соответственно, больше востребована теоретическая часть курса – конспективные уроки-лекции. Использование образовательного комплекса «1С: Школа: История, 10–11 кл.» непосредственно на уроках истории позволяет значительно интенсифицировать процесс овладения знаниями, умениями и навыками через самостоятельную работу с его компонентами. Развитие у старшеклассников самоанализа, самоконтроля и умения самостоятельно планировать учебное время и учебный процесс играет большую роль в деле подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Работа с образовательным комплексом позволяет в значительной степени автоматизировать контроль проверки знаний, что весьма облегчает труд педагога.

При изучении тем по истории культуры большими помощниками являются такие компакт-диски, как «Эрмитаж», «Шедевры русской живописи», «Энциклопедия зарубежного классического искусства».  Можно организовать уроки-экскурсии, уроки-путешествия. Использовать материалы диска при составлении проектов.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Готовые программные продукты

Программные продукты, которые могут быть созданы учащимися и учителями

  • Мультимедийные учебники
  • Электронные энциклопедии, базы данных, словари, коллекции рефератов и т.п.
  • Тестовые оболочки
  • Проекты
  • презентации  (Microsoft Power Point);
  • веб-страница (язык HTML);
  • создание интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX);
  • иные интерактивные формы.
  • Тестовые оболочки (язык Visual Basic)

 

В левой части таблицы показано, какие готовые программные продукты используются в учебном процессе. Правая сторона таблицы отражает те программные продукты, которые созданы в процессе совместной работы с проектными технологиями. 

Наиболее ценной в смысле повышения эффективности обучения, конечно, является группа программных средств, разрабатываемых учителями и учениками. Она создает информационную среду для решения следующих педагогических задач:

  • расширяет возможности педагогического процесса и самообразования;
  • систематизирует отдельные элементы знания;
  • обобщает образовательный опыт, помогает находить и обрабатывать информацию;
  • дает возможность использовать различные источники данных;
  • учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
  • обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;
  • формирует «чувство локтя», командного сотрудничества;
  • воспитывает навыки самообразования и самоорганизации.

 

С этой точки зрения наиболее актуальными представляются проектные технологии. Использование метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал  в необходимом объеме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала учащимися.

Кроме того, данный метод создает пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.

Одним из инструментов метода проектов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Учитель может, как опереться на уже имеющийся фонд презентаций, так и создавать презентации самостоятельно. На сайте Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=0000189) помещены 382 презентации учителя истории и информатики школы N4 46 Москвы А.И.Чернова и 77 презентаций других авторов. Чернов: занимается разработкой презентаций с 1997 г., они ныне охватывают практически весь курс истории и о6щтествознания. Примером презентации, которая легко может быть использована в ходе школьной лекции, является тема «Внешняя политика СССР в 1940-1950 гг.». Презентация включает план урока, проблемное задание, которое будет проверено затем в очной форме, те и иллюстративный материал, биографии исторических деятелей, плакаты тех лет.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность:

1. Использование карт.
2. Использование рисунков.
3. Демонстрация портретов исторических деятелей.
4. Использование диаграмм.
5.  Тесты

Целесообразна также организация работы с материалами, подготовленными самими школьниками. Например, среди моих учеников популярно подготавливать домашнее задание о выдающихся личностях в виде презентаций, готовить тесты с гиперссылками со звуковым сопровождением и анимацией.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний, например, по теме “Северная война” использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Внутренняя политика Ивана Грозного” можно использовать видеофрагмент: «Иван Грозный  и Боярская Дума". Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Исследовательские работы учеников становятся более наглядными при использовании презентаций: здесь и самая главная информация и диаграммы, старые фотографии и отсканированные документы. Например, во время защиты исследования «Татарские села Абдулинского района» перед слушателями предстает природа исследуемых сел, карта района.

Информационные технологии можно применить в различных типах уроков. Например, вводный урок должен помочь учащимся восстановить в памяти основные знания предыдущего курса и дать общую характеристику нового курса. Здесь уместны будут презентации «Экскурс в историю».

В комбинированных уроках для проверки домашнего задания можно составить тесты с гиперссылками в программе Power Point. В программе MS Excel пользуясь специальными формулами можно сделать так, что результаты решения высветятся на экране - ученик узнает количество правильных баллов, процент выполнения и оценку. Объяснение нового материала сопровождается слайдами с иллюстрациями: портреты исторических личностей с краткими биографическими сведениями, картинами, иллюстрирующими исторический период, событие, археологические находки, предметы культуры и т.д.

Изучение и закрепление нового материала может сопровождаться заданиями на заполнение таблиц, составление при работе с цифровым материалом диаграмм непосредственно при работе за компьютером. Задание типа приведи в соответствие можно сделать в программе Power Point или VisualBasic.NET. Например, привести в соответствие  картины и их авторов, портреты и имена деятелей. Так же нельзя забывать и устную речь - расскажи по схеме, оживи картину.

Работа с картами важная часть уроков истории. Здесь можно применить не только готовые карты, но и самим делать. Например, подготовленную картосхему можно разукрасить по заданию в Графическом редакторе Paint,  CorelDraw или же в отсканированной контурной карте показать границы, надписать названия городов и т.д.

Лабораторная работа на уроках истории чаще всего строятся на новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока ребята работают самостоятельно с источниками, документами по вопросам и заданиям, подготовленными учителем. Например, по теме «Петр - великий реформатор или вешатель», ученики, работая с источниками, выясняют оценку деяний  Петра Соловьевым, Ключевским, Карамзиным и т.д.

Повторительно-обобщающие уроки интересны будут, если их построить в виде игр. Например, типа телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «КВН».  Для старшеклассников одним из распространенных занятий является семинар, где сообщениям сопровождаются презентациями.

При проведении уроков очень удобны интерактивные доски. Специально разработанных программ для них пока недостаточно. Можно разработать самим с помощью применения различных технологических приемов. При этом, эти приемы хороши и для использования без интерактивной доски – проецированием на экран.. Интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения – интерактивных электронных плакатов.

По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, где обеспечивается передача определённого объёма информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь.

Элементами такого плаката могут быть

  • Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;
  • Иллюстрированный опорный конспект;
  • Многоуровневый задачник;
  • Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).

 

Прием – «Лови ошибку!»

Сам приём заимствован у А. Гина. Можно переделать его в мультимедийный вариант. На экране появляется учебный эпизод, в котором учитель намеренно допускает ошибки (неправильная запись даты, неправильный ответ, неверный комментарий к иллюстрации, изображение с какими-то искажёнными деталями и т.д.  И важное принципиальное условие. Завершить выполнение учебного задания необходимо подчёркнутой демонстрацией правильных ответов, не останавливаться только на устных версиях учащихся. Необходимо выделить правильный ответ другим цветом шрифта, эффектами анимации и другими способами выделения.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников - найти контраргументы.

Прием «Анимированная указка». Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться старая, добрая указка. В таком случае педагог не загораживает экран, обращает внимание на важный объект на слайде. Некоторые учителя используют и современные светящиеся указки. Но иногда полезнее использовать ниже описанный технологический приём.

Учитель обращает внимание на отдельный объект слайда с помощью анимированной указки. По щелчку мыши над нужным объектом (или под ним) появляется стрелка, указывающая на него. Стрелка должна быть хорошо видна, рекомендуется эффект моргания,  чтобы учащиеся обратили внимание на указанный объект.

Вариант 2. Возможно выделение объекта, благодаря созданию триггера. Объект меняется, когда учитель или ученик щёлкают по нему.

Вариант 3. Создаём гиперссылку. Настройка действия «по наведению мыши». Карта копируется столько раз, сколько объектов мы намереваемся указать (выделить). Каждому объекту придаём эффект анимации (лучше всего «мерцание»). Переход на другой слайд абсолютно незаметен. Не забудьте настроить презентацию так, чтобы вспомогательные слайды не были доступны при демонстрации.

Прием «Лупа». Этот прием можно использовать при изучении тем культуры. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и затем по щелчку появляется в необходимом участке иллюстрации. Для создания полного эффекта «лупы» рекомендуется разместить рисунок в автофигуре «овал», создав имитацию настоящей лупы. Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». Ещё одна практическая рекомендация. Следите за качеством увеличенного фрагмента. Используйте только те, которые при увеличении не стали размытыми, нечёткими. Например, картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»: с помощью этого метода можно обратить внимание детей на отдельные персонажи.

Прием «Анимационная эвристика». Этот приём выполнить его достаточно просто. Пояснительный текст после термина появляется по щелчку. Это может быть не только текст. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе обсуждения, «мозгового штурма» ученики выходят на решение учебной задачи. И лишь после этого появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п.

 Прием «Листание». Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, например, при описании череды событий.

Технически это достигается следующим образом. На одном из участков экрана создаётся рамочка, имитация развёрнутой книги и т.д. Иллюстрации, фрагменты текста, схемы, таблицы и пр. накладываются один на другой. Появляться они могут по щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от дидактических целей учителя. Удачнее всего имитация происходит, когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева».

Применение автофигур и символов представленных пакетом Microsoft Office дает возможность составлять опорные конспекты учителем и учениками. Опорные символы помогают ученику запомнить единицы информации - факты главные и неглавные.

Во внеклассной работе приемы мультимедиа сплачивают учителя и ученика. Они становятся одной командой. Например, проект «Мое село в годы войны». Основополагающий вопрос - Какую роль сыграло наше село в Победе в Великой Отечественной войне?

Вспомогательные вопросы:

1) Какую цену заплатили наши односельчане-фронтовики в Победе над фашизмом?
2) Какой вклад внесли женщины и дети в Победе в Великой Отечественной войне?
3) Какова была цена Победы для каждой семьи и для моей семьи в частности?

По первому вопросу группа ребят исследовала и оформила работу под названием «Рядовые войны» в программе MS Power Point.  По второму вопросу оформили буклет «Тыл - слово военное» MS Publisher. По третьему вопросу web-сайт «Архив» семьи.

Еще одной сферой применения информационных технологий в практике преподавания истории сегодня является использование ресурсов сети Интернет. Интернет-сфера позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока.

Как известно, в процессе обучения истории учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Традиционная библиотека сегодня уже не является основным источником подобного рода информации, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объёме не только на электронных носителях, но и в Интернете.

Электронная библиотека очень удобна в поиске необходимой информации. Достаточно зайти в сайт какой-нибудь библиотеки, найти необходимую литературу и написать в поиске одно или несколько слов из отрывка и тут же высветятся эти слова. Например, даны отрывки из поэмы Гомера «Илиада», где пропущены имена персонажей. Пользуясь этим методом, можно легко восстановить целостность отрывка или узнать о ком идет речь. Так в феврале 2008 года  мы, с учеником 11 класса, победили в заочном туре областной олимпиады по истории в ОГУ, впоследствии ученик занял 1 место в очном туре. 

Использование ресурсов Сети, однако, не ограничивается развитием самостоятельных поисковых навыков учащихся. Проведение семинаров, учебных конференций, практикумов, дискуссий можно также организовывать с использованием возможностей Интернета. К примеру, проводя семинар или учебную конференцию, можно организовать групповую работу учащихся с целью раскрытия отдельных, вынесенных на рассмотрение вопросов. Например, урок по теме «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития». Группам дается определенное  дифференцированное задание: в течение урока оформить презентацию по заданиям, информация находится по Интернету, указать сайты с которыми пользовались.

Можно проводить «Интернет-бои»: ученикам дается ряд сложных вопросов, и они соревнуются, кто больше найдет ответов на эти вопросы по Интернету за определенное время.

Новые информационные технологии, в частности возможности передачи по сети Интернета текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, создают огромные возможности их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователю  - учителю и учащимся - громадные возможности выбора источников, получения разнообразной информации (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев).

Интернет - это также возможность совместных проектов c учащимися других школ, получения образования «на расстоянии»: в различных образовательных учреждениях нашей страны или за рубежом.

Социологические исследования, проводимые как за рубежом, так и в России, в частности в Российской академии образования, показывают, что школьники, активно работающие с компьютером (не обязательно в Интернете), обнаруживают более высокие коэффициенты умственного развития, общей культуры, стремление больше читать, посещать музеи и театры и т.п., чем их «некомпьютеризованные» одноклассники.

Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, a применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Традиционные модели обучения истории не дают возможности обращения к базам данных исторических источников. Учитель и учащиеся ограничены тем набором документов, которые размещены в учебниках и в хрестоматиях. Объем имеющейся в Интернете текстовой, статистической и графической информации на несколько порядков превышаютобъемы любых печатных изданий. Но это обстоятельство таит в себе и немалые трудности. Перед учителем возникает проблема отбора информации с учетом целей обучения, психолого-возрастных особенностей учеников. A те, в свою очередь, должны обладать определенными умениями работы с историческими источниками. Например, урок: «Становление Древнерусского государства в IX-X веках». Прежде всего, необходимо напомнить учащимся значение слов "цивилизация" и "государство". Затем перейти к рассмотрению предпосылок возникновения государства.  В этом учителю поможет сайт "Отечественная история" (http://www.lants.tellur.ru),  в котором представлено следующее содержание: Генеалогия русских князей (дерево). Использована книга О.В. Творогова  Князья Рюриковичи. Фреймовый просмотр дерева и биографий. Хронологическая таблица (IX - нач. XVII в.) «Древняя Русь: События и люди»". Роспись княжений по волостям. Использована книга К.Рыжова Россия (600 кратких жизнеописаний) Карты Руси История Российской Государственности А.В.Воронин. Учебное пособие "История Российская. IX-XVII вв." Р.Г.Скрынников. Фрагменты из книги "Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)". И.Н.Данилевский. Несколько лекций из курса. История Руси (справочник). Библиотека ссылок.

Всем известно, что на происхождение племени "русь (или "рось") существуют две точки зрения. Одни ученые придерживаются "норманнской" теории, другие - "славянской". Мы рекомендуем познакомить учащихся с обеими теориями, которые описаны в трудах А.В. Воронина, Р.Г. Скрынникова и И.Н. Данилевского.  После ознакомления можно спросить учащихся, какая точка зрения наиболее близка им самим и почему.

Кроме этого, советуем провести диспут на тему "Откуда есть и пошла земля русская". Материалы для этого диспута - в Библиотеке ссылок под названием "Библиотека электронных ресурсов на сайте Исторического факультета МГУ" под рубрикой "Ссылки на исторические источники на русском языке", где представлена "Повесть временных лет". В компьютерном классе можно вывести текст на экран и дать детям задание ответить по тексту на вопросы, написанные на доске:

- Опишите путь "Из варяг в греки".  Назовите как можно больше славянских племен, встречающихся в тексте. Перескажите своими словами предание об основании Киева. 

Отрывки из курса лекций Данилевского можно применить на уроке в качестве дидактического материала. В частности, по главе "Русь: варяги или славяне?" учащимся можно дать задание найти слова, подтверждающие мнение автора о том, что русские племена "норманнского" происхождения, в чем состоит разница между скандинавскими племенами и исконно славянскими, и попросить учеников найти в тексте описание, подтверждающих или опровергающих эту разницу.

Далее учитель переходит к рассказу о призвании на Русь первого правителя - Рюрика. Здесь будет уместно заглянуть в Библиотеку ссылок в рубрику "Великие князья Киевские", где представлены все портреты и биографии князей династии Рюриковичей. При рассказе учителя о правлении Рюрика на экранах мониторов должен находиться его портрет и текст (биография). В ходе объяснения нового материала ученик должен внимательно следить за рассказом учителя, чтобы потом выполнить задание: найти в тексте биографии данные из жизни Рюрика, о которых учитель не сказал на уроке. Преподавателю нужно заранее просмотреть тексты биографий, чтобы специально опустить в своем рассказе некоторые детали. Внимание учеников будет сосредоточено не только на слуховом восприятии, но и на зрительных ассоциациях, что позволит им быстрее и прочнее запомнить первичный материал.

Важное место на уроке принадлежит и работе с картографическим материалом. В ходе урока дети должны усвоить, что Древнерусское государство с IX до XII века увеличивалось путем присоединения соседних земель и племен. Учитель может использовать для наглядности карты с сайта "Отечественная история" (http://hist.ru.newmail.ru). Работая с картой, ученики запоминают названия соседних с Русью племен, по просьбе учителя называют племена, вошедшие в древнерусское государство к 882 , 980 году. В конце урока учащиеся делают вывод, что в IX веке на территории проживания славянских племен сложились объективные предпосылки для создания Древнерусского государства.

И еще один урок: "Политическая организация Древней Руси и рост ее международного влияния при Игоре, Олеге и Святославе. Военные походы первых русских князей".

По вопросу о военных походах первых русских князей  поможет прекрасно оформленный сайт (http://shiphistory.navy.ru)  (Россия корабельная), где учитель найдет хороший дидактический материал, позволяющий ввести учеников в мир, который давно минул, но сможет ожить в детском воображении.

Рекомендуется заранее дать нескольким ученикам темы для докладов, посвященные древнерусским походам и опирающиеся на данные двух сайтов (вышеуказанный и другой, схожий по тематике - (http://xlegio.enjoy.ru).

Темы для докладов: - Корабли средневековья. (по материалам сайта http://xlegio.enjoy.ru).- Суда Киевской Руси (по материалам сайта http://shiphistory.navy.ru  и http://xlegio.enjoy.ru).  В момент выступления учеников на экранах мониторов лучше всего поставить картинку с изображением русской ладьи.

Далее преподаватель раскрывает сайт shiphistory , находит страничку "Начало", посвященную судам Киевской Руси, делит класс на группы (по числу персоналий, совершавших военные походы, описанные на сайте), дает каждой группе задание прочитать о водных походах отдельного князя.

Дети внимательно слушают ответы и по ним составляют в тетрадях план военных походов. Причем, группа отвечающего в это время составляет вопросы, на которые ученик у доски будет отвечать после пересказа. Это позволит каждой группе услышать новый для них материал, а ответы на вопросы дадут возможность его закрепить.

На сайте shiphistory учителю будет особенно полезна рубрика "Ссылки", где он найдет, в частности, ссылку на уже названный выше сайт xlegio.enjoy (Боевая техника древности) ,в котором он найдет такие рубрики: "Корабли античности", "Корабли средневековья", "Метательные и осадные машины", "Словарь военных древностей", "Библиотека", "Ссылки".

Одним из преимуществ использования информации сети Интернета является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на серверах, не является заменой учебника или его новым вариантом. Оно создает основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению исторических материалов при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Урок в 7 классе «Дворцовые перевороты». На эту тему по программе дается 5 часов. Эти часы можно использовать таким образом: за два часа темы можно пройти обзорно, затем разделить детей на группы по количеству правителей и следующие два часа работать над проектами посвященные определенному правителю.  Информацию ребята берут из Интернета (Династия Романовых - http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html. Русский биографический словарь - http://www.rulex.ru. ХРОНОС — Всемирная история в Интернете - http://www.hrono.ru) и оформляют мини - проект в программе MS Power Point. На пятом уроке, после выступления с проектами начинается «Интернет бой»: группам дается список трудных вопросов, ответы на которые ребята должны найти по Интернету. Часть ребят работают с заданиями в презентации к уроку: привести соответствие, найти ошибки в тексте, расшифровать шифрограмму.

Ресурсы Интернета можно использовать как средство наглядности, источник дополнительной информации. Интернет - способ участия в региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсах, олимпиадах. Можно создавать собственные сайты, web-страницы, участвовать в видео- и телеконференциях, в международных, всероссийских и региональных проектах.

Вместе с учениками мы создали сайт школы, где представили большой материал по истории образования школы и web-страницу «Музей школы». На занятиях кружка «Юный краевед» был создан виртуальный музей нашей школы в программе Power Point. В музее два зала «Историко-краеведческий» и «Этнографический». Фотографии залов сделаны активными, нажимая на них можно попасть в любой из них. На каждом слайде фотография стенда и гипермедиа- кнопка. Клик на этой кнопке открывает презентацию с более подробной информацией с иллюстрациями, фотографиями, отсканированными документами: «История села», «История образования сел татарских Абдулинского района»,  «Демография села Тирис-Усманово», «Летопись школы», «Директора школы», «Милые сердцу уголки. Топонимика», «История мечети»,  «Рядовые войны», «Тыл-слово военное», «Архив семьи», «Учитель и война», «Локальные войны» и др. Задача, которая стоит у юных краеведов на этот год – преобразовать проект в программу MS SharePoint Designer-создать сайт и опубликовать в Интернете.

Следует иметь в виду, что не вся информация, представленная в Интернете, является достоверной. Поэтому решающая роль остается за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного методически выверенного включения материалов сети Интернета в школьное образование.

Материалы, размещаемые в сети Интернета, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна и в том, что, например, вопросы экономической истории России в Интернете практически не представлены. Крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории Отечества Советского периода. Таким образом, в стадии становления находится как информационная база, так и методика ее использования в учебных целях.

Как же можно увидеть, какие именно информационные ресурсы есть в сети? Этой цели служат каталоги. Наиболее полный общий каталог, удобный для пользования, на мой взгляд, находится на сайте фирмы «Клио-софт» (http://www.hist.msu.ru/), на котором создается в течение ряда лет библиотека электронных документов по истории. Предназначенная для студентов, она частично может использоваться и учителями средних школ. Каталог ресурсов поддерживается и на сайте Московского центра федерации интернет-образования (http://www.center.fio.ru/). Здесь создано сетевое объединение методистов, в том числе историков, и поддерживается страница «В помощь учителю истории», содержание которой значительно обширнее, чем только использование ресурсов Интернета в школе. Кроме того, каталог ресурсов c примерным распределением по разделам и темам курса истории приведен в книге «Интернет в гуманитарном образовании»2.

Наиболее часто используемые сайты при подготовке, проведении уроков.

V класс.  Виртуальный музей «Первобытное искусство». http://vm.kemsu.ru. Виртуальный музей состоит из «залов», каждый из которых посвящен определённому историческому периоду (от палеолита до бронзового века и скифов). Подробные статьи сопровождаются иллюстративным материалом, который позволяет представить историко-археологические памятники в их естественном ландшафтном контексте и показать их в разных ракурсах и гипотетических реконструкциях. Имеется каталог с алфавитным поиском.

Мировая художественная культура. Древний мир. http://www.mhk.spb.ru/ Электронное приложение к учебнику для V класса А. Княжицкого, С. Хурумова «Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима». Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника.

Кемет. Культура и искусство Древнего Египта, http://www.kemet.ru. Сайт посвящен культуре и искусству Древнего Египта. Представлены разделы: «Виртуальный музей» (собраны фотографии древнеегипетских памятников с их описаниями); «Мифы Древнего Египта»; «Статьи» (представлены статьи из газет и журналов о Древнем Египте) и др.

«Маат». Ассоциация по изучению истории Древнего Египта, http://www.maat.ru/ Размещена разнообразная информация по истории и археологии страны пирамид.

VI класс Средневековая художественная культура. Византия. Исламский мир. http://mirasky.hl.ru/ Авторы сайта постарались собрать, обобщить и показать историю православий и мусульманской культуры.

«Византийская держава». http://byzan-tion.narod.ru/ Сайт посвящен истории и культуре Византии. Основные тематические разделы сайта: география, правители, религия, военное дело, наука и искусство, быт и нравы, соседи империи, «Романия-Россия». Кроме того, имеются библиотека и форум.

VII класс Каравеллы — корабли эпохи великих открытий. http://columb-ship.narod.ru Реконструкция внешнего вида каравеллы X. Колумба «Санта-Мария».

Загадки цивилизации майя. http://www.goldenfish.nm.ru/ Сайт посвящен истории и культуре народа майя.

VIII класс Ж. Беланж (Bellange). Французская армия от революции до Первой империи. http://www.museum.ru/museum/1812/Ar-my/Bellange/index.html Превосходный иллюстративный материал по теме.

Napoleon wars: Наполеоновские войны. http://www.napoleon-online.com/%20 История Наполеоновских войн: кампании 1806-1813 гг., важнейшие сражения, карты, персоналии. Армии противников: командующие, состав, обзор различных формирований (кавалерия, артиллерия, пехота), потери в битвах, вооружение, обмундирование, награды, повседневная жизнь солдат. Коллекция изображений.

IX класс  Страница «Военная и политическая пропаганда» на сайте «Галерея вооружений. http://weapons.hotmail.ru/propaganda.html. На Web-странице представлены изображения политических плакатов разных стран XX в., начиная с плакатов времён Первой мировой войны.

Интернет-история Первой мировой войны, http://www.worldwarl.com/

Львиную долю наиболее востребованной информации на сегодняшний день составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют как собственную работу. Гораздо уместнее специальные задания, направленные на анализ, оценку с той или иной точки зрения готовых рефератов. Еще более интересным представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или готовый реферат из Интернета, что снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При данном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с ней будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории. Или же по теме реферата подготовить презентацию. Ученику придется выбрать из огромного текста самую необходимую информацию, чтоб оформить небольшой текст слайда.

Обширная информация, представленная в сети Интернета, может быть использована учителями для подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы c лекциями выдающихся историков, выдержки из документов, схемы и таблицы можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (например, фрагменты из текстов трудов историков, из документов c вопросами и заданиями к ним, которые может составить сам учитель). Не у каждого  учителя есть в кабинете сочинения Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, тексты «Повести временных лет», Русской Правды, Соборного уложения. 

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере, цветном или черно-белом. Используя специальную проекционную аппаратуру, можно иллюстрации, получаемые по сети Интернета, демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети Интернета, как организация виртуальных экскурсий,что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе организацию экскурсий реальных, c выездом за пределы своего города или региона. B указанных выше каталогах можно найти сайты музеев, городов России, стран СНГ, которые позволят учителю непосредственно на уроке  или во внеурочное время провести виртуальные экскурсии. Ряд сайтов предлагают экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. B других случаях учитель после ознакомления с материалами сайта сам сможет составить план экскурсии или поручить это подготовленным учащимся.

Пользуясь материалами сети Интернета, можно организовать исследовательские творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории, активизации познавательной активности.Так, c помощью сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 г., восстанию декабристов, Великой Французской революции, можно организовать проекты для учащихся.

При изучении темы «Отечественная война 1812 г.», используя сайт «Проект 1812 г.» (http://www.museum.ru/museum/1812/), учитель может дать опережающее задание нескольким группам учащихся — подготовить материалы об армиях и вооружениях России и Франции, o выдающихся деятелях войны, об отражении войны 1812 г. в изобразительном искусстве.

 При изучении темы «Восстание декабристов» уместно опережающее задание: проследить, воспользовавшись материалами алфавитного указателя на сайте «Музей декабристов» (http://www.dedemb.hobby.ru), чем был занят каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 г. Можно организовать предметный вечер, посвященный судьбам декабристов, их жен. Материал, в том числе иллюстративный, для этого на сайте есть, и его авторы не препятствуют копированию. Особую остроту придадут предметному вечеру использование взглядов судей: на сайте размещены воспоминания и записки Николая I, чиновника А.Д. Воровкова. Можно также просмотреть вариант использования того же сайта c рекомендациями, помещенными в разделе «В помощь учителю истории. Интернет на уроках».

При изучении курса истории Отечества ХХ В. в 9 классе и во втором концентре в 11 классе, пользуясь великолепно оформленными материалами энциклопедии мировой авиации, целесообразно поручить одному-двум учащимся подобрать материал o самолетах и вертолетах Советской Армии, их возможностях. Еще одному-двум учащимся — такой же материал о летной технике противника. Дополнительно для дискуссии можно использовать материал о нереализованных проектах стран — участниц  Второй мировой войны.

Материалы сети Интернета можно использовать для организации самостоятельной работыучащихся. При изучении соответствующих разделов, тем можно рекомендовать учащимся обратиться к материалам соответствующих сайтов для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение. Так, учащиеся 5 класса, имеющие навыки работы c компьютером, могут самостоятельно по заданию учителя провести поиск дополнительной информации на сайте «знаменитые греки» (http://www.geocities.com/Athens/Асадету/3923/Greek.htm/и выступить c сообщением на уроке.

B ходе итогового повторения в 11 классе можно, обратившись к сайту исторического факультета МГУ, получить доступ к электронным текстам всех советских конституций — 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Для учащихся, интересующихся археологией, можно рекомендовать подготовить доклад о новейших достижениях российских ученых в этой области, используя материалы Соответствующих сайтов.

Большинство сайтов позволяют вести с их помощью электронную переписку,  как с авторами, так и с другими пользователями. Так можно формировать дистанционные объединения учащихся по интересам, проводить электронные конференции, издавать в электронном виде работы учителей и учащихся. Творческие работы учеников и лучшие разработки уроков учителей можно разместить в «Методической страничке» сайта школы.

Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной и сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда издательства практически не выпускают раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию Интернета.

Наконец, материалы сети могут использоваться для контроля знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.). Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах университетов и институтов.

Интернет следует использовать для участия школьников в различных телекоммуникационных и дистанционных проектах, теле- и видеоконференциях, чат, дискуссиях web-кoнфepeнцияx, для общения друг c другом, c учащимися из других стран, для ведения электронной переписки.

Для непосредственной практической реализации работы с Интернет очень удобен составленный мной каталог и электронная хрестоматия ресурсов Интернета по истории.

Интернет позволяет не на словах, а на деле обеспечить школьникам (и учителям) равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать российскую систему образования более открытой и эффективной.

Но в отдаленных от центра сельских школах бывает и такая ситуация: компьютера в классе нет. Выход есть и из этой проблемы.

Во-первых, это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации (статистических данных, документов, фактических материалов, иллюстраций, карт и т.д.), по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и аннотированный перечень ссылок. И то и другое является хорошим навыком реферирования.

Во-вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками или специалистами, общение в специализированных чатах или форумах, анкетирование и иные формы опросов. Результатом здесь также могут стать сообщение или доклад, а также систематизированные материалы для проектной работы. Параллельно с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи.

В-третьих, это классическая проектная работа. Сравнительное изучение, исследование явлений, фактов, событий, статистики, рефератов, отдельных сайтов, даже мнений, высказанных на форумах, и выявление определённой тенденции или принятие решения, разработка предложений. Результатом могут стать презентация или Web-странички. Важно напомнить учащемуся, что презентация это не нагромождение текста, а в первую очередь иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы. Важным представляется также соответствие анимаций и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Отчёты помещаются на школьном сайте либо в локальной Сети для всеобщего просмотра.

В-четвёртых, это различные виды консультирования и редактирования, осуществляемые учителем по электронной почте, ответы на вопросы в рамках форума и, наконец, сетевые факультативные занятия.

В-пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах: классических, связанных с ответами на поставленные вопросы, и созидательных, целью которых становится создание определённого продукта, а также интерактивных, одной из задач которых является экспертиза работ других команд.

В-шестых, это разнообразные игры и турниры, основанные, как правило, на элементах угадывания и поиска.

Заключение

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:

  • овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
  • формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
  • стимулированию познавательного интереса к предмету;
  • осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.

 

Исследовав общие подходы к изучению информационных технологий обучения на уроках истории, рассмотрев особенности применения информационных технологий на уроках истории, диагностировав эффективность обучения истории,  на основе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу:

Обучение на уроках истории будет эффективным, если:

    • на уроках будут применяться информационные технологии;
    • учитель истории будет достаточно компетентным в применении ИКТ;
    • кабинет истории будет оснащен компьютерной техникой;
    • ИКТ систематично применяются  на уроках истории.

     к плану

     

     
     
    ИПКиППРО ОГПУ