| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации | ТСО |

Проекты

«Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ»

 

Учебно-тематический план повышения квалификации в рамках проекта
«
Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ»

 


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Семинары, практические занятия, тренинги

Форма контроля

1.

«Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации»

 

 

 

 

Стратегия развития образования до 2020 г.

4

2

2-

тест

Инновационные  ориентиры развития образования в Российской Федерации

4

2

2

Эссе

Законодательство РФ об общем образовании как основа управления современной школой

4

2

2

Тест

Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере общего образования

4

2

2

тест

Тенденции экономического развития школьного образования в Российской Федерации

4

2

2

тест

Осуществление государственного надзора и контроля в образовательном учреждении

4

2

2

эссе

Итого:

24

12

12

 

2.

«Инновационный менеджмент в управлении школой».

 

 

 

 

Инновационное образование как основной ресурс  инновационного развития государства

4

2

2

 

Миссия и ценности школы в контексте инновационного развития школы

4

2

2

Зачет

Анализ результатов деятельности школы и планирование изменений

8

4

4

Зачет

Принятие управленческих решений по инновациям

4

 

4

 

Проекты и целевые программы как основные механизмы изменений

4

 

4

Защита проекта

Итого:

24

8

16

 

3.

«Оценка деятельности  современной школы»

 

 

 

 

Мониторинг в деятельности образовательного учреждения

2

2

 

 

Формулировка цели и выбор объектов школьного мониторинга. Критерии и показатели оценки объектов школьного мониторинга

4

2

2

Тестирование

Методы сбора информации об объектах школьного мониторинга. Механизм реализации школьной программы мониторинга

4

2

2

 

Принятие управленческих решений по результатам мониторинга. Информационное сопровождение мониторинга

4

2

2

Эссе

Методы оценки качества школьного образования.

4

2

2

Зачет

Практика мониторинга качества образования в школе Результаты мониторинга качества образования в школе

6

2

4

Защита проектов

 

24

12

12

 

4.

 «Правовые основы управления образовательным учреждением».

 

 

 

 

Система законодательства об образовании как основа управления современной школой

2

2

-

 

Правовой  статус образовательных учреждений

6

2

4

Тестирование

Порядок издания локальных актов образовательного учреждения

6

2

4

 

Правовое регулирование экономической деятельности школы

6

2

4

Тестирование

Осуществление государственного надзора и контроля в образовательном учреждении

4

2

2

Зачет

 

24

10

14

 

5.

 «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением».

 

 

 

 

Модели финансирования образовательных учреждений Общие подходы

2

2

 

 

Модели финансирования образования с учетом возможностей: межмуниципального  и межведомственного сотрудничества

4

2

2

Тест

Формирование целевого капитала и управление им

2

-

2

Проект

Новая система оплаты труда учителей, основные проблемы оплаты в  России

4

2

2

Эссе

Предложения по нормативно-правовому обеспечению новых  моделей оплаты труда  на региональном уровне

2

 

2

Проект

Автономные и бюджетные учреждения: сравнительный анализ

4

2

2

Тест

Финансовая самостоятельность автономных учреждений

4

2

2

 

Основные критерии перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения

2

-

2

Тест

 

24

10

14

 

6.

«Деловое администрирование»

 

 

 

 

Управление изменениями.

2

 

2

 

Управление заинтересованными сторонами, работа с персоналом

2

 

2

Тест

Формирование команд

2

1

1

 

Информационные потоки в организации. Управление временем

4

2

2

проект

Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации

2

 

2

 

Общение как часть коммуникативного акта. Барьеры в общении

2

1

1

 

Критерии оценки эффективности беседы

2

 

2

тест

Публичное общение

2

1

1

 

Основные ошибки в коммуникации

2

1

1

тест

Документооборот. Виды школьных документов и их подготовка

2

1

1

 

Требования к оформлению документов. Юридическое значение документов

2

1

1

Зачет

 

 

24

8

16

 

Основная цель программы «Современный образовательный менеджмент» – актуализация знаний слушателей, постановка и освещение проблем, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемым темам.

Учебное время. Программа состоит из 6 модулей. Модуль рассчитан на 24 часа аудиторных занятий. Общее учебное время 144 часа.

Адресная (целевая группа)  группа программы. Программа обращена к директорам школ системы общего образования Российской Федерации.   

Ключевые идеи программы:

  • Образование как потенциал инновационного развития общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики, обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая образовательная культура (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
  • Общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе;
  • Взаимосвязь государственного и общественного контроля качества образования, мониторинг качества образования, управление с учетом достигнутого качества;
  • Независимость, автономия школы, самостоятельность субъектов образования как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса;
  • Сетевые структуры, сетевые модели управления и взаимодействия как способ повышения эффективности системы образования;
  • Управление в условиях модернизации образования – ориентация на  достижение стабильности и развития;
  • Экономика образования:  обеспечение самостоятельности и эффективности образовательного учреждения за счет введения новых управленческих механизмов.

Принцип построения и структура содержания программы.

Программа построена по модульному принципу.

В нее входят шесть модулей:

Модуль 1. «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации»

Модуль 2. «Инновационный менеджмент в управлении школой».

Модуль3  «Оценка деятельности  современной школы»

Модуль 4. «Правовые основы управления образовательным учреждением».

Модуль 5. «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением».

Модуль 6. «Деловое администрирование»

  • Каждый модуль реализуется за счет 24 часов трудозатрат со стороны участников (групповая  и индивидуальная работа под руководством тьютора), модули обеспечены учебным пособием и рабочей тетрадью. Время освоения модуля может быть расширено за счет возможностей самостоятельной работы участника образовательной программы и индивидуального тьюторского сопровождения.  
  • Все модули содержательно и технологически  взаимосвязаны, однако могут рассматриваться и как самостоятельность ценность. 
  • Содержание, связанное с формированием новой образовательной культуры,  не выделено в самостоятельный  модуль (ввиду специфики целевой группы), но представлено за счет технологий реализации программы.

Целевое назначение программы.

  • Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать  управленческие задачи:
  • создания условий для  обеспечения образовательных прав личности на основе развития демократической  правовой культуры образовательного учреждения;
  • использования  потенциала образовательной системы для становления гражданского общества за счет развития механизмов общественно-государственного управления и взаимодействия в системе образования;
  • развития инновационного потенциала образовательного учреждения за счет качественного обновления системы управления развитием;
  • формирования в образовательном учреждении новой образовательной культуры, основанной на принципах компетентностного подхода, обучения через  активную самостоятельную деятельность и созидания;
  • развития  новых управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач модернизации российского образования;
  • участия образовательного учреждения в сетевых процессах, в частности,  в процессах реструктуризации  сети образовательных учреждений в регионе,  введения структурных изменений, обеспечивающие повышение качества образования;
  • построения собственных  систем управления качеством образования, а так же обеспечения вхождения образовательной системы в федеральную систему мониторинга качества образования;
  •  построения  финансовой политики с учетом новых экономических моделей, в частности  на основе  принципов  подушевого финансирования и финансовой самостоятельности  образовательного учреждения.
  •  освоения эффективных моделей принятия управленческих решений на основе владения современными  технологиями менеджмента

В ходе образовательного процесса слушатели разработают:

  •  долгосрочную и краткосрочные программы  и проекты модернизации образования в образовательном учреждении (применительно к переходу на: технологии и содержание обучения через деятельность, профильное обучение,  методы развития критического проективного мышления; развитие общественно-государственного  взаимодействия  в образовательном учреждении, становление  правовых механизмов регулирования деятельности образовательного учреждения, переход на административную и финансовую самостоятельность);
  •  создадут пакет юридических (нормативных) актов, регулирующих деятельность образовательного учреждения;
  •  создадут образцы договоров, заключаемых образовательным учреждением в соответствии с задачами обеспечения качества образовательного процесса и общественного контроля качества (договоры с участниками образовательного процесса, внешними организациями, другими образовательными учреждениями);
  •  разработают механизмы, обеспечивающие развитие общественно-государственного взаимодействия  в образовательном учреждении;
  •  разработают модели целесообразной реструктуризации   образовательного учреждения, пути и способы вхождения образовательного учреждения в образовательные и другие социальные сети;
  •  спроектируют внутренние системы мониторинга качества образования;
  • разработают пакет необходимой документации, позволяющий вести самостоятельную финансовую политику;
  •  разработают  программу финансового обеспечения  образовательного учреждения,  бюджетный план;  
  • построят  применительно к своему учреждению систему оптимизации использования финансовых ресурсов.

          
Реализация учебного процесса отвечает  следующим требованиям:

  • «реализация принципа свободы» обеспечивается возможностью выбора обучаемыми индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-модульного подхода к реализации программы обучения, при этом каждый обучаемый выбирает не менее 3-х модулей (72 часа), первый модуль, является инвариантным и обязателен для обучения всех директоров школ;
  • обучение в региональных структурных подразделениях сочетается с практическим обучением на базе «стажерских площадок» (пилотных школ-победителей ПНПО.)
  • обучение носит практическую направленность и осуществляется с использованием интерактивных методов до 60-70% от общего времени обучения;
  • образовательный процесс сопровождается консультационной  поддержкой;
  • количество учебных часов в учебном плане для обучения каждой группы – 72.
  • каждый слушатель по результатам изучения модулей проходит контроль обученности (эссе, разработка case-stady по изученным модулям, итоги тестирования и т.п.)

Условия освоения программы

Для успешного освоения программы необходимо, чтобы слушатели имели опыт практической (управленческой) деятельности в системе образования, понимали необходимость проводящихся в современной системе образования изменений, имели навыки ПК ипоиска информации в Internet, а такжебыли готовы принимать новые идеи и реализовывать их на практике.  

Процесс освоения программы построен на сочетании аудиторных занятий (основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного управленческого опыта обучающихся) и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных проблем в своих образовательных учреждениях.

Основными формами работы со слушателями программы являются интерактивные лекции – форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем одного из разделов курса, а также интерактивные семинары, предполагающие диалоговое форму закрепления и углубления знаний, при которой слушатели заранее готовят информацию по теме и презентуют её с использованием приемов и техник интерактивного обучения.

При освоении программы используются и иные формы работы – групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуации, тренинги практических навыков и прочие.

Каждый слушатель проходит обучение не менее, чем по 3 модулям из 6 (72 часа), выполняет выпускную работу, сдает необходимые зачеты. По результатам обучения слушатель сети (где бы он не учился) получает свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

С целью измерения качества обучения и установления обратной связи преподавателя и слушателя проводится входная, текущая и итоговая диагностики.

Входная диагностика имеет целью выявить уровень профессиональной компетентности и затруднения каждой группы с тем, чтобы выстроить сфокусированное взаимодействие. Текущая диагностика фиксирует промежуточный результат и помогает среагировать на испытываемые слушателем затруднения. Итоговая диагностика определяет динамику приращений слушателя, проводится  по каждому модулю; ее результаты отражаются в рейтинговой шкале, где представлено количество баллов, набранное каждым слушателем.

Итогом деятельности слушателей является защита проекта (в жанре групповой презентации).

Выпускная работа (проект) в жанре «Групповая презентация» должна отвечать следующим требованиям:

Оптимальная наполняемость группы – не более  6 человек.

Группа, выбравшая жанр «Групповая презентация», формируется на основании выбранной единой темы.

Групповая презентация представляется в 2 формах: компьютерном варианте и на бумажном носителе.

Групповая презентация имеет следующую структуру:

  1. тема проекта, исполнители;
  2. проблемный вопрос;
  3. стратегическая и тактическая цели проекта;
  4. задачи проекта;
  5. актуальность проекта;
  6. этапы реализации проекта (в виде таблицы со следующими графами: сроки, наименование вида деятельности, исполнители);
  7. ожидаемый результат;
  8. продукт;
  9. критерии эффективности;
  10. риски;
  11. предупреждения рисков;
  12. ресурсы.

Каждый из перечисленных выше пунктов (кроме 1) оценивается в баллах от 0 до 3 по следующим критериям:

  1. ясность, четкость формулировки концепции проекта;
  2. системность видения проблемы;
  3. логичность, аргументированность, последовательность изложения проекта;
  4. грамотность и убедительность авторской позиции;
  5. эстетическая привлекательность оформления представленного материала.

Возможный наивысший балл – 15, нижний допустимый уровень прохождения на первую категорию – 10 баллов (70 % от высшего возможного балла).

Таблица оценки проекта в жанре групповой презентации

Ф.И.О. слушателей __________________________________________
__________________________________________
Территории               ___________________________________________
__________________________________________

Ясность, четкость формулировки концепции проекта

Системность видения проблемы

Логичность, аргументированность, последовательность изложения проекта

Грамотность и убедительность авторской позиции

Эстетическая привлекательность оформления представленного материала

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления 29 November, 2011

| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации |