| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации | ТСО |

Новости Новостная рассылка

 


25 февраля 2012 года завершилась первая сессия курсов по проблеме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На курсах прошли обучение 68 педагогов образовательных учреждений гг.Оренбурга, Сорочинска, Александровского, Курманаевского, Первомайского, Сакмарского и Светлинского районов.

За время курсовой подготовки были рассмотрены вопросы государственной политики в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основы мировых религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и светской этики.

Востребованной стала информация, прочитанная в рамках лекций преподавателями кафедры философии и религиоведения ОГПУ (Ефименко М.Н., д.ф.н., профессор; Халимулина Р.С., к.ф.н., доцент;) и священнослужителями Оренбургской духовной семинарии и медресе «Хусаиния», которые раскрывали религиозные вопросы в тесной связи с современной жизненной ситуацией.

На занятиях по методике ОРКСЭ, подготовленными преподавателями кадры педагогики и психологии, был осуществлен содержательный анализ учебников по каждому модулю, определено место курса в реализация  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Преподавателями были продемонстрированы информационные материалы, подготовленные Оренбургским институтом повышения квалификации ОГПУ.

В ходе практических занятий слушатели разработали 17 уроков ОРКСЭ для 4 класса по модулям «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Для каждого урока были определены цель, задачи, ожидаемый результат, содержание деятельности, основные понятия, методическое обеспечение, межпредметные связи, формы внеурочной деятельности.

Освоение программы позволило слушателям эффективно решать следующие задачи:

  • формировать теоретические основы современных тенденций преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», инновационных процессов, оценки качества реализации курса;
  • стимулировать осмысление традиционного и компетентностного подходов в обучении, выбора адекватных технологий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • отрабатывать опыт профессиональной рефлексии педагогов;
  • создавать условия для возможности овладения опытом преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На занятиях по проектированию уроков педагоги работали в творческих группах. В помощь учителям были предоставлены учебные пособия по курсу в электронном и бумажном вариантах, методические рекомендации для проведения уроков, Интернет-ресурсы, мультимедийный материал по каждой из тем ОПК.
Следует отметить творческий подход педагогов к решению поставленных задач. При разработке уроков использовались элементы проблемного и развивающего обучения, мультимедиа презентации. Учителя на практике убедились в том, что курс ОРКСЭ обладает большими воспитательными возможностями, что наша отечественная культура корнями уходит в религию. Традиции, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства – все является тому подтверждением.

«Христос и Его крест», отметили педагоги, - одна из самых важных и в то же время сложных тем курса. При разработке урока, по их мнению, следует помнить о принципе опоры на жизненный опыт ребенка, на его наблюдения. Православные христиане носят крест на груди. Для них это не украшение. Но откуда появилась такая традиция? Что обозначает символика креста? Начав с проблемных вопросов, в проекте урока по данной теме учителя из г.Сорочинска остановились на основных моментах жизни Христа, раскрыли суть Его Крестной жертвы. «Нести свой крест» - выражение, которое слышал практически каждый. Что оно означает? Среди мультипликационной продукции педагоги выбрали пересказанную для детей христианскую притчу «Твой крест». Работа с мультфильмом возможна как на уроке, так и во внеурочное время.

Пасха – главный праздник православных христиан. Урок по данной теме, подчеркнули разработчики проекта урока (Л.А.Матросова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Сорочинска, О.М.Романова, учитель немецкого языка МАОУ «СОШ № 3» г. Сорочинска, Л.М.Шушакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 117» г. Сорочинска), должен особо проходить. Музыкальное сопровождение обязательно на нем. Это может быть и колокольный звон, и гимн Светлому Христову Воскресению (тропарь) и др. Содержание урока на тему «Пасха» богато традициями, обычаями.

Что такое храм? Для чего строят храмы? Как они устроены и почему? – основные вопросы, на которые в своем проекте урока на тему «Храм» в форме беседы находят ответы учитель Новоникольской школы Александровского района О.М.Ряховская и учитель Назаровской школы Первомайского района А.Я.Ахтаева. На уроке, отметили педагоги, может быть использован краеведческий материал о храмах Оренбургской области.

По результатам работы групп были определены слушатели, наиболее успешно освоившие теоретические материалы и выполнившие практические задания. Их рекомендовано выбрать руководителями районных методических объединений по ОРКСЭ:

  • Александровский район – Рахматуллин Илмир Фидаевич, учитель Тукаевской СОШ;
  • Курманаевский район –Шатманова Ольга Юрьевна, учитель Лабазинской СОШ;
  • Первомайский район – Олексеенко Татьяна Тадеушевна, учитель Мирошкинской СОШ;
  • Светлинский район – Балкина Светлана Владимировна, учитель Светлинской СОШ № 1.

Отзывы о курсах носят положительный характер. Все педагоги единодушны в том, что курс ОРКСЭ – необходимое звено духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В качестве рекомендаций прозвучали пожелания усилить методическую сторону образовательного курса через: организацию экскурсий в храмы, посещение открытых занятий педагогов работающих в воскресных школах, обобщение опыта организации внеурочной деятельности по данному направлению, проведение мастер-классов педагогов имеющих опыт в преподавании данного курса, посещение православной гимназии.

Отзывы слушателей:

  • «Если интересно – попробуй. Если сложно – значит для меня», – это кредо нашей группы. Это кредо мы в полной мере реализовали… Практическая часть курсов дала старт для дальнейшей плодотворной и творческой работы. (Учителя  Александровского района – Абдуллина Л.М., Агрызкова А.И., Булташева Р.Т., Ишбулатова И.З., Спицына Е.А., Новикова Н.А.)
  • Мы имеем полное представление для работы в школе по историческим формам религии и ее структуре. Можем ориентироваться в особенностях в особенностях мировых религий. Дан достаточный материал об этике как науке о морали. (Учителя Первомайского района – Третьякова Н.А., Малышкина З.В., Цыбина О.П.)
  • Спасибо за предоставленный опыт работы с детьми младшего возраста, что для нас, учителей, работающих в старших классах, особенно важно. Особая благодарность отцу Вадиму и А.С. Шарипову.  Полученная информация важна и нужна не только для проведения уроков. Мы сами узнали много нового, в том числе о себе самих. (Учителя Светлинского района – Аксульманова Ж.З., Селянских К.Н., Бондарь В.А.)
  • Огромное спасибо Л.Б. Железновой за организацию курсов и открытие специального сайта, который будет большим помощником, корректором в работе каждого учителя. (Учителя Первомайского района – Мажаева О.Б., Туралева А.А.).

 

назад

 

 

 

Дата последнего обновления 8 June, 2012

| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации |