| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации | ТСО |

Новости Новостная рассылка

 

Уважаемые коллеги!

Завершили свою работу курсы учителей географии области, претендующих на присвоение высшей  категории.

Курсы работали с 19.09.11-24.09.11

Были выявлены проблемы профессиональной компетентности учителей географии.

На входной диагностике проверялись знания по предмету, т.к. основным критерием профессиональной компетентности педагогов является владение содержанием школьного курса географии.

Уровень сформированности указанного критерия наиболее точно диагностируется с помощью контрольных измерительных материалов (КИМов) ЕГЭ, которые представляют собой систему взаимосвязанных заданий по ключевым элементам содержания предмета. Поэтому в процессе курсовой подготовки учителей географии обязательной является входная диагностика по КИМам единого государственного экзамена.

По итогам  входной диагностики слушателей курсов базового повышения квалификации - учителей географии можно констатировать следующее:

Характеристика контингента тестируемых
Входную диагностику проходили  13 человек, из них:
учителя -  13 человек.
Образование: высшее педагогическое –31 человек.

Результаты входной диагностики и выводы по их анализу
По данному рейтингу были определены границы групп баллов, соответствующих высокому, повышенному и достаточному уровням профессиональной компетентности испытуемых, а также “критический” уровень. Это позволило дифференцировать работу со слушателями.

В целом уровень профессиональной компетентности учителей географии - слушателей курсов может быть признан достаточным.

По результатам обобщения итогов входной диагностики и индивидуального собеседования группы можно разделить на  4 условные “группы”:

1) слушатели, набравшие наибольшее количество баллов и проявившие высокий уровень профессиональной компетентности –20 %;
2) слушатели, набравшие наименьшее количество баллов и имеющие большее количество затруднений - 16%  
3) наиболее многочисленная группа учителей географии, имеющих показатели рейтинга в диапазоне “допустимых“ баллов- 64%.
4) критический -  нет.

Радует тот факт, что большая часть учителей проявила достаточно хорошее знание вопросов содержания географического образования.

Результаты входной диагностики свидетельствуют и о том, что некоторые учителя испытывают затруднения при выполнении заданий Части С.

По результатам текущего и итогового контроля можно выделить ряд затруднений в деятельности учителей географии:

  • затруднения в Части С при решении задач по темам «Земля-планета Солнечной системы», «Атмосфера» и вопросам геоэкологии (высокий уровень сложности);
  • актуальным проблемам преподавания географии;
  • затруднения при анализе результатов педагогической деятельности;
  • затруднения в работе по использованию современных педагогических технологий;
  • отсутствие у многих учителей исследовательского подхода к педагогической деятельности.

В рамках завершающей третьей сессии представили и успешно защитили аттестационные работы 13 человек.

Анализ работы педагогов в рамках второй (дистанционной) и третьей сессий позволил выявить следующие проблемы организационного характера:

  • несвоевременность представления материалов, выполненных в результате дистанционного обучения, а также аттестационных работ для проверки и рецензирования;
  • формальное отношение ряда педагогов к дистанционному обучению.

Анализ аттестационных работ позволил сделать выводы, что подавляющее большинство педагогов осознанно и заинтересованно подошли к обобщению и представлению собственного педагогического опыта. Разнообразная тематика аттестационных работ свидетельствует о многообразии используемых средств и педагогических проблем, решаемых учителями в практической деятельности. Много работ посвящено использованию ИКТ в обучении. Как позитивную тенденцию можно отметить, уменьшение роли презентационных программ в организации обучения и существенно возросший интерес учителей географии к выбору специальных программ, в рамках которых реализуется деятельностный подход, обращение к разработанным коллекциям цифровых образовательных ресурсов. Актуальными остаются вопросы использования проектной технологии в обучении, технологии развития критического мышления. Продолжает оставаться высоким интерес учителей географии к базовым педагогическим технологиям. Эффективными в обучении географии педагоги считают технологию модульного обучения, проблемное обучение, дифференцированный подход. Самими частыми проблемами, решаемыми учителями, являются повышение качества знаний по географии, уровня географических знаний и сопряженных с ними развитие интереса и мотивации к обучению. Также для многих педагогов интересны проблемы развития исследовательских навыков, навыков мыслительной деятельности. Некоторые педагоги рассматривают проблемы формирования конкурентоспособной личности, формирования информационной компетентности учащихся, развития критического мышления средствами школьной географии. В этом году существенно увеличилось число работ, рассматривающих проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся, что свидетельствует о возрастающей роли патриотического воспитания в регионе.

Аттестационные работы, в которых представлены интересные педагогические находки, авторские методические разработки:


Ф.И.О. и должность автора

Тема проектов

Описание проекта

Андреева Любовь Алексеевна

Развитие критического мышления на уроках географии как фактор развития личности

В работе педагог описывает методические особенности использования ТРКМ учащихся на уроках географии. Определены критерии эффективности разработанной методики.

Моржанова Наталья Александровна

Метод проектов как компетентностно-ориентированный подход в обучении

Автором обоснована эффективность проектной деятельности для формирования качеств конкурентоспособности школьников. Представлен опыт разработки и реализации социальных проектов в системе внеурочной деятельности, а также предметных проектов применяемых в обучении учащихся географии.

Юркина Алла Анатольевна

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Автором обоснована и подтверждена эффективность дифференцированного контроля в обучении географии для повышения качества знаний по предмету. Предложены разноуровневые  задания для организации контроля знаний учащихся.

О понимании целеполагания и результатов своего труда свидетельствуют работы следующих учителей:


Ф.И.О. и должность автора

Тема проектов

Забирова Линуза Хасбулловна

Краеведение как условие развития регионального самообразования учащихся

Короткова Нина Ивановна

Формирование экологической культуры при изучении географии

Мухтарулина Гульфия Газимовна

Метод учебных проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Ребус Зинаида Семеновна

Экологическое образование школьников в системе географического обучения

Черных Дарига Куанышевна

Развитие познавательного интереса на уроках географии с помощью современных способов обучения

Павлова Людмила Владимировна

Урок с обоснованием

Кудряшова Наталья Анатольевна

Формирование познавательного интереса учащихся через туристско-краеведческую работу

Лебедева Ольга Николаевна

Деловая игра - как средство формирования конкурентноспособной личности

Макарова Светлана Викторовна

Развитие исследовательских умений учащихся средствами учебного предмета "География"

 

 

 

назад

 

 

 

Дата последнего обновления 31 October, 2011

| Об институте | Наши партнёры | Наука | Документы | Образование | Новости | Форум | Банк педагогической информации |